Современный театральный звук

Театр – это специфический творческий организм, благополучие и успех которого зависит от главного режиссера, постановщика, актеров, художников-декораторов, художников по костюмам и по свету, технического персонала – всех тех, кто живет театром, кто стремится создать великолепное зрелище, обеспечить зрителю максимальное удовольствие и полноценное восприятие театральной постановки, как классической, так и современной пьесы. Мои мысли, которые я изложу в этой статье, связаны с современными звуковыми технологиями и с тем, как эти технологии помогут изменить театр  и привлечь нового зрителя.


Автор: Игорь Новиков

Какими могут быть современные театральные постановки уже сейчас?

Качественное современное звуковое оборудование - это необходимое составляющее современной театральной постановки. Именно с помощью высококачественного оборудования театральные режиссеры могут воплотить свои задуманные живые образы, максимально близко приблизить действия актеров на сцене к тому, как это происходит, скажем, в кинематографе: создать звуковые палитру современного спектакля максимально интересную зрителю с большим количеством звуковых эффектов, хорошей разборчивость речевого и музыкального материала. Пространственное звучание, 3D-технологии и многие другие современные звуковые решения, которые мы привыкли слышать в кинотеатрах, уверенно приходят и в театр. Требования к качеству звука в театрах с каждым днем повышаются. Не это ли требуют сейчас модные режиссеры и современные постановщики, не за это ли платят современные зрители?

Что я называю современным звуковым оборудованием для театра?

Современное звуковое оборудование для театра – это комплекс инструментов, с помощью которых создается мощное звуковое сопровождение современного спектакля: начиная от электроакустического расчета, который показывает уровень звукового давления, карту звукового покрытия для залов со сложной геометрией, конфигурации и правильное расположение кабинетов, и заканчивая настройкой звуковой системы в зале с возможностью быстрого перестраивания и гибкого реагирования на ту или иную постановку.  Вот что сегодня движет звуковую индустрию для театральных классических и современных постановок.

«Московская оперетта» поддерживает лучшие традиции классической оперетты и одновременно развивает в  России жанр современного мюзикла, который вызывает огромный интерес у зрителей. Примером может служить грандиозный успех мюзикла «Граф Орлов», для которого спроектирована и установлена новая система звукоусиления L-Acoustics. Выбор акустических систем определяется не только звуковым давлением и мощностью, но и дизайном, в том числе особыми габаритами и даже цветом: современный вид звукоусилительных систем прекрасно сочетается с классической внутренней архитектурой старинного здания. 

Что мы видим сегодня в большинстве театральных залах?

Звуковая система, установленная в залах 10 лет назад, сегодня считается устаревшей и по техническим параметрам несоответствующей современным требованиям. Технические параметры за это время изменились. Международная электротехническая комиссия меняет рекомендации по некоторым звукотехническим параметрам каждые 10-15 лет: уровень звукового давления и амплитудно-частотную характеристику. Качество звучания и подход к звуку меняется, и чтобы быть на острие современности, необходимо следить за изменениями в отрасли, отслеживать, двигаться, прислушиваться в том числе к современным художникам-постановщикам, вместе расти и развиваться. Сегодня огромное количество театров имеет устаревшее оборудование, на котором невозможно создать ни новые звуковые образы, ни эффекты. Современные режиссеры готовы показать классические спектакли в новом видении, а современная публика желает это увидеть и услышать.  Для этого нужны технические средства – не только звук, но и свет, одним словом – мы наблюдаем общую тенденцию развития театра. Я пытаюсь донести до людей, что эти технологии существуют и они доступны. Но замена оборудования - это не просто техническая замена старого на новое, здесь требуется прогнозирование, здесь используется определенный профессиональный подход к выбору оборудования, таким образом, чтобы оно работало и было технически востребовано следующие 5-10 лет. Я, к примеру, для этого учусь, смотрю на международный опыт, развиваюсь вместе с отраслью. 

В феврале 2015 года состоялось открытие основного здания Красноярского театра драмы имени А.С. Пушкина после трехлетней реконструкции. Новая система звукоусиления L-Acoustics, установленная в театре, включает основную систему (левый, правый, центральный каналы), озвучивание ближних зон (front fill, down fill), подбалконные системы, каналы эффектов окружения, каналы эффектов арьера, мониторы сцены, в том числе «прострелы». Звуковое давление на последних рядах при работе основной системы (без каналов эффектов): 100 дБА, запас по усилению 8 дБ. Более подробное описание проекта читайте в статье "Красноярский Театр драмы им. А.С. Пушкина после реконструкции". 

Даешь современной молодежи современный театр!

Кого мы хотим привлечь в театр? Если говорить о взрослом поколении, этот зритель уже давно привлечен, он привлечен обожаемыми актерами и любимыми репертуарами. Взрослая аудитория уже побеждена театром.  Мы хотим привлечь нового поколение, современного зрителя, молодежь, студентов, школьников. Молодому зрителю (от 18 до 40 лет), искушенному компьютерными технологиями и Интернетом, необходимо событие: «Ходить в театр - это модно». Молодой зритель пойдет на интересные названия, интересные проекты, режиссёрские и сценографические открытия, современный звук и свет, декорации. Таким театральным событием может стать как классика, так и новая постановка, которые  надолго задержатся в репертуаре театра и будут долго радовать, волновать, вызывать слёзы, задевать за живое зрителя любого поколения.

Режиссер и режиссер-постановщик создают спектакль с помощью актера, а звукорежиссер и художник по свету с помощью звуко- и светотехнических возможностей осуществляют идеи и задачи режиссеров, и для всех сторон техническое обеспечение спектакля является важным составляющим его успеха благодаря качественному звуку, равномерной слышимости на всех зрительских местах, высокой разборчивости и доступности голосового и музыкального материалов.

Тема о привлечении молодежи в театр сегодня широко обсуждается. Эта проблема решается театрами по-разному: в первую очередь грамотным продвижением с помощью известных и доступных инструментов. Я же размышляю об инструментах, с помощью которых реализуется новое событие в театре. 

Как говорил Александр Николаевич Островский, публика ходит в театр смотреть исполнение пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть.

Театр под руководством Олега Табакова «Табакерка»

В сентябре 2016 года откроет новую сцену Московский театр под руководством Олега Табакова. Зрителя ждут технические новинки, суперсовременный звук, уникальная акустика и многое другое. Впервые в драматическом театре в России будет использоваться система виртуальной акустики Vivace, которая базируется на акустических системах L-Acoustics, установленных на стенах и потолке. Через них транслируются реверберационные эффекты. Эта система получает сигналы с микрофонов, расположенных над сценой, обрабатывает их определенными алгоритмами и выдает в  зал, чтобы зрители могли погружаться в разные виртуальные звуковые пространства. На новую сцену перенесут несколько постановок и параллельно создадут новые, специально для этой сцены.