2 Августа 2022

Иммерсивные звуковые технологии – вопрос уровня жизни

Автор Лев Орлов

Споры физиков и лириков о важности самих себя, приоритете одной парадигмы над другой и её роли в развитии человечества начались не сегодня и закончатся не завтра. Между тем, по-настоящему ценной является интеграция науки и искусства в повседневную жизнь – одним словом это называют “культура”, а её расцвет (или угасание) определяет уровень жизни в разных уголках нашей Планеты. 

Что касается культуры, здесь свои забавные истории. В эпоху “новой реальности” (искусствоведы называют её “постмодерном”) всё встало с ног на голову. Вот, скажем, те, кто уповал на технический прогресс, его получил, но теперь страдает от недостатка живого общения…

Что касается уровня жизни, оставим в стороне вопросы философии и перейдём к конкретике. 
С тех пор, как в 1881 году Клемент Адер впервые применил принцип двухканальной стереофонии, энтузиазм экспериментаторов и аппетит потребителей (а значит, и инвесторов) немало подросли.  В отличие от двуканального стерео, образующего панораму перед слушателем, современные многоканальные форматы предлагают окружить слушателя громкоговорителями со всех сторон и создать ощущение присутствия «внутри звука». Обратная связь от специалистов – музыкантов, композиторов, продюсеров, звукорежиссёров, интеграторов, прокатчиков, бизнес-ангелов и инвесторов, а также конечных пользователей  – показывает, что многие хотят знать о соответствующих технологиях больше, т.к. видят в них источник дополнительного дохода и/или удовлетворения возросших потребностей. Несмотря на запутанную терминологию, ясно, что тема актуальна для разных областей применения.

В настоящее время на рынке доступен целый ряд решений; хорошо бы исследовать их все, но в этой статье акцент сделан только на одном, L-ISA от компании L-Acoustics. Статья написана в жанре интервью, на “животрепещущие” вопросы отвечают наши эксперты – исполнительный директор компании L-Acoustics по креативным технологиям Гийом Ле Нос (Guillaume Le Nost) и технический директор, руководитель направлений L-ISA и L-Acoustics Creations в компании "Сонорусс" Александр Ананьев.

Многоканальный звук называют очень по-разному: пространственное аудио (spatial audio), 3D-аудио (3D audio), 360-градусный звук (360-deg audio), объектное аудио (object-based audio), звук с погружением (immersive audio). Что это: «голимый» маркетинг или принципиально различные технологии?


Гийом Ле Нос: К сожалению, мы все — торговцы, и должны придумывать какие-то концепции для стимулирования продаж. Однако неразбериху в терминах (и их переводов на национальные языки) можно использовать себе на пользу. Любой, кто вообще что-либо говорит об иммерсивном звуке, работает на продвижение “звука с погружением” в массы! 

Александр Ананьев: Часть терминов просто описывает некую техническую идею. Другие являются зарегистрированными торговыми марками, но и только. Третьи закреплены в международных стандартах, и это конкретные технологии.
Создатели L-ISA, специалисты французской компании L-Acoustics, называют свою разработку «иммерсивной звуковой арт-платформой» (вольный перевод с английского). Обратите внимание на приставку “арт”: это не намёк на тяжёлую артиллерию, а отсылка к английскому “art”, очень многогранному и означающему одновременно и науку, и творчество, и ремесло.

Объектно-ориентированная аудиотехнология L-ISA (пожалуй, это самое точно определение на русском языке!) объединяет в себе профессиональную систему звукоусиления и программно-аппаратные инструменты для обработки аудио.
В 2021 году выпущен новый, масштабируемый процессор L-ISA Processor II, позволяющий докупать лицензии и расширять количество выходных каналов с 16 (базовая конфигурация) до 32, 64 или 128 – в соответствии с конкретными задачами. В результате технология L-ISA стала доступна большему числу потенциальных пользователей.

С чего всё начиналось?


Гийом Ле Нос: Толчок к разработке L-ISA дал десять лет назад основатель и президент компании L-Acoustics Кристиан Хейл, точнее, его личное чувство разочарования от локализации звука в порталах звукоусиления. Он обнаружил, что на концерте классической музыки зрители, сидящие в креслах сбоку от центра зала, не могут полноценно оценить звучание инструментов в центре сцены.

Александр Ананьев: Иммерсивные звуковые системы существуют уже довольно давно: их активно и успешно применяют в киноиндустрии и мультимедийных инсталляциях. Как только в 2016 году анонсировали технологию L-ISA, появилась обратная связь от заказчиков “Сонорусс”. Но прежде чем предлагать им решение, необходимо было разобраться в деталях. С этого момента я глубоко “погрузился” в область иммерсивного аудио и конкретно в технологию L-ISA.
 

Каков главный “секрет” L-ISA?

Г.Л.Н.: Звукоусиление очень не быстро развивалось от производства деревянных корпусов с динамиками в сторону гибких решений. Свет, механика сцены, визуальные технологии, стили оформления шоу — всё это за последние 20 лет сильно продвинулось, а звукоусиление топталось на месте. При этом зрители субъективно потеряли в качестве: связь между звуковой волной и её источником, “лицом на сцене”, пропала. Так что L-ISA призвана снова поставить звук в центр внимания публики.

А.А.: В общих чертах L-ISA даёт художникам и композиторам возможность создавать более яркие пространства и образы, постановщикам и продюсерам – погрузить публику гораздо глубже в контекст события, зрителям – новые переживания, эмоциональный опыт. Однако конкретная и изначальная задача – воссоздать взаимосвязь слышимого с видимым. Скажем, на театральной площадке локализовать вокал и речь другим способом просто невозможно. В случае мероприятий под открытым небом L-ISA работает на повышение разборчивости, а на площадках для четырёх-шести тысяч зрителей можно сделать так, чтобы акустика очень точно указывала место исполнителя на сцене. А ведь от этого сильно зависят кассовые сборы! Однако главный секрет успеха этой технологии в том, что она работает в реальном времени с минимальной задержкой. 


Каковы области применения иммерсивных технологий в общем и L-ISA в частности?

Г.Л.Н.: Сегодняшней публике подавай всё по высшему разряду – это как раз про L-Acoustics и L-ISA. В Европе, США и на Ближнем Востоке объектно-ориентированная аудиотехнология L-ISA была использована более чем в 5000 живых выступлений, от клубов до арен по всему миру, с такими артистами, как Aerosmith, Lady Gaga, Bon Iver и Alt-J. Она работает и в интерактивных музеях, и в тематических парках, и в культовых сооружениях.
При этом выбор конкретной технологии многоканального звука зависит как от личных преференций заказчика и его консультантов, так и от контента: для одного лучше это, для другого — то; от вместимости помещения; от того, будет ли публика двигаться или сидеть в креслах. Наконец, в ипостаси L-Acoustics Creations иммерсивный звук добрался до домашних систем развлечений в частных резиденциях.

 L-Acoustics_Creation_Sonoruss-.jpg
В ипостаси L-Acoustics Creations иммерсивный звук добрался до домашних систем развлечений в частных резиденциях


А.А.: Казалось бы, основная область применения L-Acoustics L-ISA  – это театры, ведь там важно создать единый аудиовизуальный образ, погрузить зрителя в происходящее и проч. Но, как показывает опыт, иммерсивные системы востребованы в совершенно разных областях. Всего за пять лет компания “Сонорусс” оснастила технологией L-ISA множество площадок – ивент-пространство в башне Mercury Space Москва Сити (2017), Театр Мюзикла (2018), демонстрационный зал L-ISA Auditoruim в своём собственном офисе (2019), многофункциональный конференц-зал Сбербанка (2020), Дом культуры ГЭС-2 (2021). Кроме того, сегодня уже несколько российских прокатных компаний готовы “ответить” на райдеры продвинутых музыкантов и организаторов мероприятий. И число запросов после ковидной паузы всё растёт и растёт. Если поставлена задача сделать, назовём это условно “шоу с интерактивом” – тут L-ISA  незаменима. Аппетит заказчиков разыгрывается, и компания “Сонорусс” способна его удовлетворить.

Обратимся к реальным примерам – они лучше всего показывают суть технологии L-ISA и перспективы её использования. 

 
 l-acoustics-puy-du-fou-.jpg
Без системы L-ISA в тематическом парке Puy Du Fou (Франция) было бы гораздо скучнее
Первый успех системе L-Acoustics L-ISA (2017 год) принесла стационарная инсталляция в тематическом парке Puy du Fou (Франция). Шоу проходит в специально построенном Театре с обзором 360° с вращающейся конструкцией семи сцен. Во время просмотра постановки зрители погружаются в действие на всех уровнях восприятия. В 2021 году успешный проект повторили в Испании, однако теперь L-ISA окружает посетителей обоих тематических парках прекрасным, качественным звуком не только внутри закрытых площадок, но и “на пленере”.
 L-Acoustics_Mercury Space.jpg
Система L-ISA со всех сторон “обволакивает” гостей event-пространства Mercury Space (Москва Сити) звуковыми волнами, при этом точно локализует источники звука.
Первая в России инсталляция L-ISA выполнена специалистами “Сонорусс” в многофункциональном event-пространстве Mercury Space на 40-м этаже башни “Меркурий” в Москва-Сити. Пять кластеров на авнсцене и громкоговорители окружения по периметру зала позволяют в небольшом помещении создать ощущение гораздо более объёмного, гиперреалистичного звукового пространства. Эффект погружения особенно заметен на концертах классической музыки. Звукорежиссер Роман Ивановский делится впечатлениями: “Сцена достаточно узкая, однако источники внутри “стены звука” прекрасно локализованы как прямо перед сценой, так и по всему периметру зала. Звуковые образы настолько явные, что кажется, их можно потрогать руками!”
 L-Acoustics_Sleeping_Beauty-.jpg
Данные о местоположении героини на сцене синхронизированы с системами управления светом и видео (аватары повторяют её движения на громадном экране) и интегрированы с контроллером L-Acoustics L-ISA (в зале создаётся объектно-ориентированное звучание
Осенью 2019 года в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Самаре прошла премьера первого и пока единственного в России иммерсивного спектакля «Сны Спящей красавицы». Творческий синтез современного танца и технологий позволил по-новому интерпретировать классическую сказку братьев Гримм. Танцевальные движения отслеживались с помощью инерционных датчиков на театральных костюмах. Данные о местоположении героев на сцене передались в системы управления светом и видео (аватары героев повторяли их движения на громадном экране) и были интегрированы с контроллером L-Acoustics L-ISA для создания объектно-ориентированного звучания в зале. 
Хотя концепция этого шоу была разработана за рубежом, она отлично прижилась на российской почве. Роль главной героини исполнила прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва. Звуковую систему для российского тура предоставила компания Euroshow. Звукоинженер Андрей Ахромеев разработал многоканальную систему звукоусиления по стандарту технологии L-ISA и адаптировал ее под каждую площадку, где проходили спектакли.


Какие ещё сегменты рынка перспективны с точки зрения внедрения иммерсивного звукоусиления на основе L-ISA?

Г.Л.Н.: Есть, например, планетарии – сегодня в развитых странах это уже не только научные обсерватории, а активно и творчески развивающиеся публичные пространства. К слову, L-Acoustics уже поставила аудиосистемы для купольной проекции на популярных музыкальных фестивалях Coachella и Panorama в США. 

 The-Antarctic_Coachella.png
Схема размещения громкоговорителей L-Acoustics, интегрированных с купольной проекцией на фестивале Coachella (США)
Здесь звуковая система объектного микширования позволяет испытывать сильнейшие переживания без гарнитур или наушников. Ясно, что гораздо приятнее, переживая, продолжать общаться с окружающими. Получается такое вот масштабирование виртуальной реальности для широких масс.
Интересны также варианты усовершенствования уже оборудованных звуковыми системами L-Acoustics театрально-концертных залов. Сделать это можно, добавив фронтальный кластер/громкоговорители задержки – или полноценную иммерсивную систему L-ISA. Чувствуете разницу?



 

Какая специальная подготовка необходима для компетентного выполнения проектов с использованием L-ISA?

Г.Л.Н.: Изучения требует любое новшество; получить нужные навыки — значит воплотить идею, до этого существовавшую лишь как вожделенный образ. Можно постоянно “шлифовать” свои технические знания; труднее научиться новому способу микширования, особенно в плане панорамы: в современной системе иммерсивного аудио громкоговорителей не два и не восемь, а куда больше. 

 Sonoruss_ISI_L-ISA Auditoruim-.jpg
Практическое занятие студентов пятого курса факультета звукорежиссуры Института Современного Искусства в студии L-ISA Auditoruim компании “Сонорусс”

А.А.: Принципы построения системы звукоусиления, её калибровка, а также подход к работе с миксом в случае с иммерсивным аудио отличаются от привычных двухканальных решений. Конечно, важно понимать, на что способна система, какие есть ограничения, чего следует избегать и как добиться наилучшего результата. В случае с L-ISA ничего сложного нет, а самой важной частью обучения являются практические занятия, которые дают пользователям возможность почувствовать преимущества технологии. 
Программы обучения, на мой взгляд, интересны только тем, кто уже знаком с иммерсивными системами и столкнулся с необходимостью их использования в работе. Для таких клиентов – системных инженеров, звукорежиссёров, технических директоров и управляющих  площадками – компания “Сонорусс” проводит тренинги по проектированию иммерсивных систем и работе с объектными миксами.

Насколько хорошо потребители информированы о преимуществах иммерсивных звуковых систем? 

А.А.: Последнее время в интернете (в т.ч. в зоне .ru) публикуется всё больше информации на тему иммерсивных технологий. Если отфильтровать откровенно рекламные статьи, то можно довольно глубоко изучить нюансы. Есть люди, которым важно докопаться до технических подробностей. Другие уже работают с объектными миксами. А для кого-то, конечно, это ничего не значащие красивые слова.
Важно разделять конечных пользователей, назовём их “лицами, ответственными за принятие решений”, и технически подкованных специалистов. Как правило, работники аудиоиндустрии уже имеют какое-то представление о многоканальных иммерсивных системах, а вот заказчикам часто некогда разбираться в их тонкостях и различиях. Однако с приходом иммерсивных систем в домашний сегмент (VR-технологии, Dolby Atmos и т.д.) уровень компетенций подрос.
 

Что мешает более активному внедрению технологии на рынке? Какие вы видите преграды?

Г.Л.Н.: Как обычно, если есть запрос — будет и отклик. Внедрение иммерсивных аудиосистем — естественная реакция на запросы потребителей. В случае со стационарными, масштабными системами главные преграды – устаревшее мышление и недостаток финансирования. 
А в случаях, когда решение уже принято и пора приниматься за дело, хорошо бы отдавать ту часть проекта, что касается иммерсивного аудио, на аутсорсинг, поскольку АВ-системы довольно часто проектируются одновременно на нескольких уровнях**.

** имеется ввиду проектирование в системах BIM (Building Information Modeling). Информационная модель здания даёт возможность специалистам различного профиля выполнять проект синхронно и согласованно.
 
А.А.: На мой взгляд, для продвижения губительна недобросовестность копирайтеров и менеджеров, сочиняющих про иммерсивные технологии небылицы. Ради увеличения продаж они обещают клиентам невероятные возможности, на которые современные технологии ещё не способны. Потом приходится объяснять, что их ввели в заблуждение, и что у любого технического решения есть границы применимости. L-ISA – это ни в коем случае не замена традиционной двухканальной системы! Иммерсивные системы звукоусиления должны применяться только там, где это действительно нужно, а художники, продюсеры, режиссеры и инвесторы готовы к реализации своих задумок.
 

Уверены ли Вы, что другие участники рынка (АВ-интеграторы, независимые консультанты, архитекторы), да и конечные пользователи – достаточно хорошо подготовлены и готовы “принять” иммерсивное аудио? 

Г.Л.Н.: Как и в любой инновационной отрасли, толика консерватизма не помешает. Другое дело, что надо менять само мышление. Пока что спецификация проекта вырисовывается лишь в конце переговоров с заказчиком. При этом самый распространённый вопрос касается уровней звукового давления — “будет громко или не очень”? 
Для иммерсивного аудио этого недостаточно. Надо ставить принципиально иные вопросы, например, “нужен ли в принципе на этом объекте иммерсивный звук? И, если да, будет ли достаточно корректной локализация источников во всех точках зала?” Пора переходить от количественного подхода, для которого характерны цифры (К.Н.И. и прочее) к качественному. 
 

Итоги


Вернёмся к началу статьи – к теме уровня жизни. Кто-то скажет: “вот не было в позапрошлом веке кинематографа, и ничего, играли спектакли в гостиной или в саду”. Но сегодня народу никакие воспоминания не мешают выкидывать старые телевизоры и покупать новые – чтобы наслаждаться ещё более качественной картинкой и широким экраном.
То же со звуком. «3D-аудио» или «звук с погружением» – называйте как хотите, чувственно-интеллектуальный опыт слуховых переживаний универсален, а вкупе с визуальными переживаниями — незабываем. Так или иначе технологию L-ISA ждёт успех, потому что иммерсивный звук нравится всем: от него буквально “мурахи” идут по всему телу!